Условия обращения полиграфической продукции
Понять условия обращения конкретной полиграфической продукции необходимо для оценки опасности фальсификации и определения оптимальных форм защиты от возможных видов злоупотреблений.
Выделяются три основных условия обращения полиграфической продукции:
1) Условия неконтролируемого окружения.
2) Условия контролируемого окружения.
3) Условия профессионального окружения.
Под неконтролируемым окружением понимаются такие условия, при которых занятый в обращении персонал и частные лица не имеют опыта идентификации подлинности полиграфической продукции или не обладают аппаратной базой для устойчивого контроля подлинности предъявляемого продукта. Разумеется, степень неосведомленности может быть различная, от впервые видимого продукта до внешне знакомого изделия, но идентификация подлинности осуществляется только на уровне подобия. В этом случае угроза успешного обращения подделки очень велика.
Как правило, в эти условия обращения попадает полиграфическая продукция либо совершенно новая, либо малознакомая персоналу и потребителю. В любом случае это продукция массового обращения, где контроль подлинности всеми участниками процесса обращения маловероятен. Отсюда следует, что для неконтролируемого обращения полиграфического продукта наибольшей опасности следует ожидать со стороны аналоговой фальсификации.
Под контролируемым окружением понимаются такие условия, при которых для всех участников процесса обращения полиграфической продукции созданы оптимальные информационно-технологические возможности контроля подлинности продукции.
То есть участники обращения продукции имеют постоянный доступ к информации, что именно и каким образом необходимо тестировать в
предлагаемом продукте на предмет определения его подлинности, и имеют в распоряжении техническую базу для произведения тестирования.
К сожалению, примеров полноценного контролируемого окружения в отечественной практике немного. Наиболее типичный пример - обращение российских и зарубежных денежных знаков (главным образом, долларов США).
Наряду с разъяснительными пособиями о защищенности денежных знаков в торговых точках, банках, сберкассах, обменных пунктах валюты и т. д. практически каждая расчетная касса оснащена тестовым оборудованием для контроля подлинности купюр. Причем такая ситуация сложилась только в последние годы именно благодаря повышенной активности фальсификаторов в данном секторе рынка.
Иных примеров контролируемого окружения для прочих товарных групп очень немного, однако они очень симптоматичны.
Рынок оказался затоваренным фальшивыми минеральными водами, и повсеместно появились плакаты производителя: «...как должна выглядеть этикетка, обязательные реквизиты, отличительные черты».
Популярная водка «Распутин» подверглась массовой фальсификации, и вот уже голографическая защита и информация в телерекламе о новом признаке подлинности.
Пиратский флаг царствует на видеорынке, и каждая лицензионная кассета снабжается голографической защитой, и эта новость интенсивно доводится до потребителя средствами массовой информации.
Эти примеры симптоматичны потому, что во всех случаях защитить свою продукцию от фальсификации заставили товаропроизводителей прямой экономический ущерб и потеря престижа торговой марки. Это обнадеживает, однако мы прекрасно себе представляем, что речь пока идет о подавляющем меньшинстве производителей.
Увы, для большинства производителей необходимость защиты своей продукции от подделки совсем неочевидна.
Надеемся, что данное исследование поможет им переменить свою точку зрения.
Естественно, наличие условий для контролируемого окружения не дает автоматически гарантию от прохождения подделки. Невнимательность и легкомыслие потребителя оставляют злоумышленникам неплохой шанс, однако «...предупрежденный наполовину спасен».
Разумеется, также имеет шанс на успех и высокотехнологическая подделка, рассчитанная на приборный контроль.
Естественно предположить, что сo временем для каждого продукта условия неконтролируемого окружения сменяются условиями контролируемого окружения.
И, следовательно, основная задача организаторов обращения полиграфической продукции, подверженной фальсификации, содействовать максимальному сокращению периода такого перехода. Иногда фальсификаторы изначально делают ставку на короткий период жизни фальсификата.
Условия профессионального окружения предполагают, что любой предъявленный полиграфический продукт в любой момент времени со 100% гарантией будет идентифицирован на предмет подлинности.
Такие условия чрезвычайно редки и в большинстве случаев ограничиваются экспертными лабораториями. Естественно, далеко не каждый полиграфический продукт попадает под такой контроль.
Логично было бы предположить, что условия неконтролируемого и профессионального окружения могут быть поставлены во взаимосвязь и профессиональное окружение может быть как бы вторым страховым уровнем неконтролируемого обращения.
Однако проблема заключается не в том, чтобы выявить подделку «рано или поздно». Если поддельный полиграфический продукт изымается из обращения после того, как один оборот уже совершен, ущерб уже присутствует. Он может быть минимизирован, если продукт предназначен для многократного обращения, но, если поддельная продукция рассчитана на однократное обращение, ущерб от принятой фальсификации необратим, даже если впоследствии фальсификация была обнаружена.
Таким образом, суммируя сказанное в отношении условий обращения полиграфической продукции, можно дать общую рекомендацию по формированию условий и оптимизации контролируемости окружения:
1. Принять комплекс мер по оперативному переходу групп полиграфической продукции от уровня неконтролируемого окружения к контролируемому, который должен предусматривать:
- информационные средства для участников обращения;
- техническую базу контроля подлинности для участников обращения.
2. Разработку эффективной и оперативной системы взаимодействия условий неконтролируемого и контролируемого окружения с системой профессионального окружения, для этого необходимо:
- создание системы простейшей идентификации «сомнительной» продукции с оперативной передачей информации на уровень профессионального окружения;
- формирование оперативной сети региональных центров профессионального контроля.