Тонкая графика как метод графической защиты
Со времен появления печатной технологии тонкая графика являлась одной из самых распространенных защит. Группа защит тонкой графики основывалась на трудности воспроизведения и репродуцирования тонких графических элементов, сеток, розеток, виньеток, скрытых элементов и микрографики.
Трудность репродуцирования связана со сложной геометрической структурой и минимально возможной толщиной линий элементов тонкой графики. С развитием технологий фальсификации тонкая графика не утратила свою актуальность. Для самой совершенной цифровой технологии достоверная подделка тонкой и микрографики остается недоступной.
Трудность полиграфического воспроизведения элементов тонкой графики связана со специфическими технологическими условиями приспособленности печатных цилиндров и декелей печатных машин для воспроизведения такой графики и использованием ряда специфических «ноу-хау» в области печатных технологий защиты. Структурно группу графических защит можно подразделить на следующие две подгруппы по признакам технологической подделки.
1) Графические зашиты, основанные на искажении, разрушении или исчезновении элементов тонкой графики при фальсификации.
То есть фальсификаторам недоступна идентичная подделка, и при сравнении с подлинником визуально (как правило, при сильном увеличении) можно увидеть значительные разрушения или искажения оригинального изображения. Особенно очевидна подделка, выполненная цифровыми методами.
При всем совершенстве и сложности данной подгруппы графических защит однозначная идентификация подлинности в условиях неконтролируемого и даже контролируемого окружения довольно проблематична. Документообразная, правдоподобная подделка вполне может ввести в заблуждение непрофессионального пользователя. Главным образом речь идет о минимальных и неоднозначных для неспециалиста искажениях элементов тонкой графики (утолщение линий в сравнении с подлинником, рваные и прерывистые линии, нечеткость и сдвоенность изображения и т.
д.). Для специалиста такие искажения являются очевидным признаком подделки, но для обывателя однозначность подделки отнюдь не очевидна. Ситуация усугубляется тем, что контроль подлинности связан с использованием сильных увеличительных приборов и наличием хорошего освещения. Это не всегда доступно в процессе обращения продукции.
Ассортиментно данную подгруппу можно разделить на следующие виды:
а) Гильоширные орнаменты.
б) Тангирные сетки.
в) Скрытые элементы «Latent image».
г) Микрографика.
д) Призматическая печать.
---------------------------------------------------
Ст. 54-55 -?????? отсутствуют
---------------------------------------------------
ваемую «цветовую мозаику». При внешнем правдоподобии и качестве полиграфического воспроизведения элементов тонкой фафики скрытое изображение либо исчезает как геометрическая структура, либо, наоборот, становится очевидной, переставая быть скрытой. В последнем случае разрушается изображение вокруг «Latent Image», девуалируя скрытое изображение.
Наиболее эффективно применение защиты «Latent Image» в качестве сертифицированной защиты, ориентированной на уровень контролируемого окружения.
Микрографика - тонкая графика, основанная на эффекте скрытого изображения за счет высокого разрешения линий тонкой фафики. Визуально микрографика воспринимается как непрерывная линия. Только при 10-20-кратном увеличении обнаруживается, что непрерывная линия состоит из знаков и символов. Как правило, оптимальным элементом микрофафики является шрифт. Поэтому наиболее распространенным видом микрофафики является микрошрифт. Это удобно с точки зрения идентификации подлинности. Пользователю не требуется обнаруживать разрушение или прерывистость элементов тонкой фафики (что для неспециалиста трудно сделать однозначно). Пользователю достаточно проверить наличие надписи микрошрифтом в заданном месте. Если микротекст не читается или плохо читается, вполне правомочны сомнения в подлинности продукции.
Рекомендованные высоты микрошрифтов, образующих микротекст для позитивного изображения - 200-300 микрон, для негативного изображения - 300-400 микрон. При ксерокопировании и сканировании микротекст приобретает вид непрерывной линии.
Даже при распознании фальсификатором наличия микрошрифта его воспроизведение аналоговым способом в заданных технических параметрах требует высочайшей технологической оснастки и квалификации.
Наиболее целесообразно применение микрошрифтов в качестве сертифицированной защиты, ориентированной на условия контролируемого окружения.
Призматическая печать. Призматическая, или ирисная, печать представляет собой многоцветный пантографический фон, который затрудняет цветное ксерокопирование или сканирование. Призматическая печать является частным случаем применения тангирных двухцветных нерегулярных сеток с плавным переходом цветов в пределах площади изделия. Такой плавный переход не воспроизводится копированием или сканированием. Воспроизведение призматической (ирисной) печати требует не только специализированного оборудования, но и некоторые «ноу-хау» в области защитных полиграфических технологий.
2) Группа защит, основанная на проявлении скрытых изображений в элементах тонкой графики, в случае ксерокопирования или сканирования подлинника ориентирована, главным образом, на защиту от цифровой фальсификации. Хотя в то же время проявление скрытых печатных элементов при ксерокопировании подлинника полиграфического изделия может быть признаком подлинности и способом идентификации подлинности. Следовательно, в первом варианте данная защита эффективно работает в условиях неконтролируемого окружения, во втором варианте - в условиях контролируемого окружения. В обоих случаях практика показывает целесообразность использования этих защит в виде объявленных.
Наиболее известны две разновидности таких защит — «Void Pantograph» и «Copy ban +».
VOID PANTOGRAPH. Визуально данная защита ориентирована на проявлении в копии полиграфического продукта скрытой в фоновой сетке сигнальной надписи.
Текст скрытой надписи может быть произвольным, чаще всего это надпись «КОПИЯ», «ДУБЛИКАТ». Могут быть использованы также надпись «ПОДДЕЛКА» и иные смысловые аналоги, но такие надписи являются не всегда корректными, так как сама по себе копия исходного полиграфического продукта не означает подделку. В то же время на оригинале скрытая запись визуально необ-наружима, а яркая надпись по фону копии полиграфического изделия достаточно наглядно показывает, что перед пользователем не подлинник.
Технологически данная защита основана на специфическом поведении растровой точки при офсетном методе печати. Малая растровая точка «растискивается» быстрее, чем большая. Таким образом, растровое изображение тангирной сетки, заданное разновеликими растровыми точками на первом этапе печатного процесса, делает скрытую надпись видимой. На втором этапе по мере растаскивания растровой точки скрытое изображение сливается с растровым фоном тангира и становится, визуально необнаружимым. Этот эффект невидимости основан на оптической природе человеческого зрения. Для копировального же аппарата скрытое изображение, слившееся с растровым фоном в результате растаскивания, в силу иной оптической природы распознания изображения остается очевидным и проявляется на ксерокопии. Изображение защитной «VOID» сетки имеет регулярный, систематический характер. Разумеется, при позиционировании скрытой надписи и сетки на изделии следует учитывать, чтобы надпись поместилась целиком. Размер шрифта скрытой надписи может варьироваться, но если размеры будущего изделия предполагают размер шрифта скрытой надписи менее 2 см, следует ограничиться единичной литерой.
Геометрическая структура тангира, используемая для «Void Pantograph», обычно варьируется в широком диапазоне и может быть представлена типовым рядом сеток или клиентским «Void».
Следует понимать, что клиентский «Void» предполагает комплекс серьезных технологических затрат, существенно отличающихся от чисто дизайнерских решений, такая защита очень дорога и рентабельна только при массовых тиражах.
Функция защиты «Void» как идентификация подлинности продукции наряду с функцией идентификации ксерокопии имеет важное значение для предохранения от аналоговой подделки. Внешняя имитация тангира, даже с правдоподобным воспроизведением тонкой графики, не обеспечивает воспроизведение «Void» эффекта.
Для применения «Void» защиты можно использовать широкий красочный диапазон, однако есть определенные колористические ограничения, гарантирующие устойчивый «Void» эффект. Лучше всего использовать консультацию производителя.
Применение защиты «Void Pantograph» наиболее эффективно в качестве объявленной защиты путем помещения сигнальной полосы непосредственно на изделии (как-то: «Внимание! Видимая надпись ****** по фону означает, что перед вами копия», и т. д.).