Защита полиграфической продукции

       

Эффективность и целесообразность подделки


Перед тем как непосредственно перейти к описанию видов фальси­фикации и соответствующих методов защиты, следует сказать несколь­ко слов об опасности и экономической эффективности фальсификации и злоупотреблений с полиграфической продукцией и, следовательно, це­лесообразности и необходимости защиты от фальсификации.

Может быть, подделки полиграфической продукции не представ­ляют серьезной опасности и необходимость ее защиты сильно преуве­личена?

Очевидно, что не требуется доказывать необходимость защиты ценных и государственных бумаг, тем более что необходимость их за­щиты регламентирована действующим законодательством.

Так, может быть, регламентированный законодательством перечень документов с обязательными признаками защиты является исчерпы­вающим и защита от фальсификации другой полиграфической продук­ции является излишней?

Несколько примеров из повседневности.

Долгое время проездные документы в муниципальном транспорте оставались беззащитными для подделки. То ли низкая цена проезда, то ли система проездных касс препятствовала реализации «левой» продук­ции, так или иначе проблема некоторое время не давала себя знать.

Впервые проблема массовой фальсификации проездных билетов обозначилась в конце 80-х годов. Причем сиюминутные меры защиты билетной продукции, принятые муниципальными транспортниками, не дали ожидаемого результата. Первоначально был предпринят простей­ший метод защиты - частая смена внешнего вида билетной продукции и ее многокрасочного исполнения. Однако, очевидно, фальсификаторы имели вполне серьезную технологическую базу и оперативность выпус­ка подделок не уступала оперативности выпуска подлинников. Причем качество печати подделок зачастую было много выше, чем настоящей продукции.

Транспортники пошли на серьезные затраты и перешли на билет­ную продукцию на бумаге с водяными знаками. Однако даже такая серьезная и дорогостоящая мера оказалась недостаточно эффективной. Очень быстро появились подделки на обычной бумаге с псевдоводяным знаком.
Такая подделка очевидна для специалиста, однако проблема в

том, что пассажиры не являются специалистами и для них подделка вполне правдоподобна. Эта ситуация оказалась достаточно типичной для всех регионов страны.

Так, в Красноярске в 1996 году ущерб от подделки проездных до­кументов только за один месяц превысил 200 000 долларов.

История с проездными документами весьма симптоматична. Объ­ектом фальсификации в первую очередь становится незащищенная по­лиграфическая продукция, обращающаяся в неконтролируемом окру­жении. Причем из занятой ниши фальсификаторы так легко не уходят и эффективно противостоят попыткам обезопасить продукцию от фаль­сификации.

В то же время, исходно столкнувшись с надежно защищенной от фальсификации продукцией, фальсификатор, вероятнее всего, предпоч­тет переключить свое внимание на более легкие объекты подделки. Иными словами, легкомысленное отношение к вероятности злоупот­реблений с полиграфической продукцией провоцирует фальсификато­ров на «деловую активность».

Другой типичный пример фальсификации для продукции, не имею­щей номинальной стоимости или документарного статуса. Этикетки на винно-водочную продукцию. Подделка этикетки в данном случае являет­ся вторичной по отношению к подделке собственно продукции. Однако этикетка является традиционным, наиболее удобным и очевидным для потребителя идентификатором подлинности продукта. Более 90% этике­точной продукции ныне вообще никак не защищены от фальсификации. Масштабы этой фальсификации приняли уже поистине всероссийский масштаб. Это усугубляется тем, что право печатания этикеток не лицен­зируется и ничем не ограничивается. Причем даже введение акцизных марок существенно не изменило положения дел. Наличие марки отнюдь не обозначает подлинности товара, а подделка акцизных марок повсеме­стно практикуется в промышленном масштабе. Кроме того, защита ак­цизных марок (при всей ее высокотехнологичности) абсолютно неоче­видна для потребителей.


Действительно, совершенство и особенности металлографской печати весьма спорны для обывателя и для покупателя, для них даже цветная ксерокопия вполне правдоподобна.

И в то же время именно в этикеточной продукции наиболее нагляд­но прослеживается эффективность применения визуально контролируе­мых защит. Так, продукция, снабженная этикетками с голографически-ми, термокрасочными защитами, специальными видами нумерации и т. д. («Довгань», «Carling collections» и др.), практически не имеет прецедентов фальсификации.

Аналогичная ситуация сложилась с защитой аудио- и видео­продукции, программного обеспечения, ряда товаров народного потреб­ления. Несмотря на достаточно высокие затраты на защищенные эти­кетки, производители считают оправданными данные затраты.

Следует отметить, что полиграфические защиты от фальсификации могут применяться не только для этикеток, но и, собственно, для упа­ковки продукции. То есть, по сути, мы говорим о необходимости за­щитных признаков визуальных идентификаторов продукта.


Содержание раздела