Формы защиты от фальсификации
Под формами защиты от фальсификации понимается уровень сложности и доступности идентификации наличия защит в продукте. Выделяются условно три формы защиты:
1. Объявленные защиты.
2. Сертифицированные защиты.
3. Скрытые защиты.
Объявленные защиты — это такая группа защит, наличие и описание которых присутствуют непосредственно на полиграфическом продукте (в виде сигнальных линий) или в повсеместно распространенных информационных пособиях.
Разумеется, более эффективны сигнальные линии на продукте, так как в этом случае информация о применении защит неотделима от продукта. Понятно, что эта форма применяется для условий неконтролируемого окружения.
Данные защиты должны быть визуально контролируемы без применения специальной аппаратной базы. Эта группа защит в первую очередь рассчитана на неподготовленного пользователя. Объявленные способы защиты предотвращают простейшие подделки, переключая внимание злоумышленников на более легкую добычу. В данном случае гарантируется предохранение от дилетантов и полупрофессиональных фальсификаторов. Для потребителей же объявленные средства защиты подчеркивают возможность появления подделки и мобилизуют их бдительность.
К сожалению, применение открытых защит методом сигнальных линий в отечественной практике в отличие от зарубежной пока достаточно мало распространено. Однако интерес к такой форме защиты постоянно растет. Можно привести в пример сертификаты происхождения товаров, выдаваемые региональными сертификационными центрами.
На сигнальной линии в информационном поле бланка декларировано наличие защиты от ксерокопирования и дано описание визуального ее контроля. Аналогичная защита применена на штрафных квитанциях Красноярского УГАИ.
Сертифицированные средства защиты — это комплекс технических мер от фальсификации, применение которых известно только участникам контролируемого окружения обращения продукции. Наличие и описание таких защитных мер, равно как и метод их идентификации, описаны в сертификате защищенности продукта (сертификат качества), передаваемом производителем организатору обращения (заказчику) вместе с тиражом продукции.
Следовательно, эта форма комплексных мер дополняет группу объявленных защит, формируя второй уровень контроля подлинности в процессе обращения. То, что данные защиты не объявляются, отнюдь не означает, что они не могут быть обнаружены потенциальным фальсификатором. Однако на это потребуются время и определенные затраты. Естественно, предполагается что данные сертификата защищенности продукции, выданного заказчику изготовителем, составляют объект коммерческой тайны для всех организаторов обращения продукта, допущенных к информации о наличии сертифицированных способов защиты.
Скрытые защиты применяются производителем защищенного полиграфического продукта без описания их заказчику или организатору обращения продукта. Предполагается, что эти технологические меры могут быть идентифицированы только в условиях профессионального окружения (то есть в экспертных лабораториях и оборудованных сертификационных центрах). Информирование об их наличии заказчика лишено смысла из-за технической невозможности последними идентифицировать продукцию. Применение этой формы защит наиболее целесообразно для документарной группы изделий, хотя оно может быть использовано и для менее ответственных изделий. Скрытые защиты, как и соответствующий им третий уровень контроля подлинности, практически исключают проникновение в обращение подделки.
Закрывая тему форм защиты, необходимо отметить, что самое распространенное заблуждение при выборе форм защиты для конкретного полиграфического изделия - это выбор какой-либо одной формы. Успех заключается именно в оптимальном использовании комбинации всех трех форм. Только тогда изделие может считаться полноценно защищенным от злоупотреблений.