Информация - сбор, защита, анализ

       

Начало работы.


План помогает активно читать источник, и нет смысла откладывать его составление до по­вторного чтения, как иногда советуют. Это ухуд­шило бы первоначальное восприятие материала и необоснованно отодвинуло бы во времени со­ставление записи. Поэтому, в отличие от кон­спектов и тезисов, которые действительно есть смысл делать только после полного прочтения материала и хорошего с ним ознакомления, пунк­ты плана можно и нужно фиксировать немедлен­но, уже в процессе первоначального чтения, под первым впечатлением.

Потом, в дальнейшей работе, план может ис­правляться и уточняться. Если в формулировке какого-нибудь пункта и будет допущена неточ­ность, ее легко устранить, так как формулировка пункта предельно кратка. При этом само исправ­ление уточнит первоначальное восприятие. Иног­да полезно составить не один, а несколько вари­антов плана или отдельных его частей, особенно при новых обращениях к источнику.

Составляя план при чтении, прежде всего, ста­раются определить границы микротем текста, т. е. те места, где кончается одна микротема и начи­нается другая. Эти места в книге тотчас же и от­мечают. Нужным отрывкам дают заголовок, фор­мулируя пункт плана. Затем снова просматри­вают прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен переход от одной микротемы к другой, и уточнить, если необходимо, формули­ровки.

При этом нужно стремиться, чтобы заголов­ки — пункты плана — наиболее полно раскрыва­ли мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляют к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его об­рабатывают в процессе дальнейшего изучения источника.

Правильная работа над книгой окажет тут большую помощь. Чтобы облегчить составление плана, самые важные места в книге отмечают легко стирающимся карандашом или вкладными листками. Подчеркивания, отчеркивания и над­писи, выносимые на поля в книге или на лист­ках, станут своеобразными пунктами составляе­мого плана. Порой эти надписи или подчеркну­тые фразы книги и будут записаны как пункты плана.

Подзаголовки книги и оправданное содержа­нием деление текста на абзацы облегчают созда­ние плана. Однако часто, составляя план книги (особенно когда он предназначен для последую­щей разработки тезисов), не обращают внимания на подзаголовки, членящие текст, а тем более на абзацы. В этом случае стараются оценить выска­зывания автора по существу и отобразить их в плане, причем последовательность его пунктов не обязательно должна совпадать с порядком из­ложения содержания в оригинале, поэтому, в част­ности, полезно рядом с пунктами плана писать номера страниц относящегося к ним текста.



Содержание раздела