Информация - сбор, защита, анализ

       

Фиксирование информации.


Тезисы.

Тезис — заключение трактата (что?). Тезис — сокращенно формулирует трактат снова (как?).

Тезис — для повторения (для чего?). Тезис в записи — это положение, вбирающее в себя су­щество значительной части текста, то, что дока­зывает или опровергает автор; то, в чем он стре­мится убедить читателя; вывод, к которому он его подводит.

Тезис — это доказываемое или опровергаемое положение. В отличие от выписок, могущих содержать только иллюстративный или фактичес­кий материал, тезисы должны всегда иметь дока­зательства рассуждением; другими словами, идеи тезисов могут быть защищены.

Что ставит тезисы на особое место среди дру­гих видов записей?

1. Тезисы, как никакая другая формы записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих все про­изведение.

Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковы­вая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нем, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его положения.

2. Процесс тематического тезирования позво­ляет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содер­жание нескольких книг и статей.

3. Ни одна запись так хорошо не помогает со­ставить доклад, дать основное содержание мате­риала для просмотра оппоненту, как тезис.

4. Тезисы ценны, а часто совершенно необхо­димы для критического анализа книги, статьи или доклада. Суть вопроса ими особенно акцен­тируется, заостряется. Тезисы крайне облегчают возможность противопоставить свои мысли мыс­лям и убеждениям других. Обратите внимание — именно убеждениям. Ведь порою, автор может не­заметно, четко не формулируя, проводить опре­деленную мысль.

Цель исследователя — выявить ошибочные суждения и сделать нужные выводы, хотя бы они явно и не были сформулированы автором. Эту особенность тезисов неоднократно использовали многие ученые.


Умение правильно тезировать материал гово­ рит об уровне подготовленности читателя, пони­мании темы, степени овладения материалом и ме­тодами самостоятельной работы над книгой.



Из этого ясно, что хотя тезисы и представля­ют довольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из про­стых, а тем более текстуальных выписок.

Вопрос о выборе типа записи, в частности те­зисов, разрешается в каждом отдельном случае и каждым читателем самостоятельно, с учетом кон­кретных возможностей (наличие навыка, време­ни и т. д.) и особенностей материала.

Основные, простые, сложные.

Основные тезисы — это принципиально важ­ные, главные положения, обобщающие содержа­ние источника, иногда в своей совокупности но­сящие характер главных выводов.

Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отображающую содер­жание всего материала, иногда, правда, под тем или иным углом зрения (тематическая запись).

Интересно, что основные тезисы, носящие характер «главных выводов», взятые из любой части произведения, могут так или иначе опреде­лять дальнейшее содержание повествования, мо­гут, таким образом, связывать его части. Заклю­чительные основные тезисы должны обобщать содержание предыдущих, а не быть оторванными от них.

Простыв тезисы — это главные мысли, входя­щие иногда составной частью в конспект, рефе­рат и не имеющие многих специфических осо­бенностей основных тезисов. Поясним эти поня­тия в их сравнении.

Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как ос­новных можно насчитать лишь несколько, и, более того, не из каждой части произведения их удается выделить. Там могут быть обоснования, примеры, аргументы и доказательства, постепен­но подводящие читателя к главному выводу в самом конце книги, иногда только в выводах к ней.

Простые тезисы удается выделить из всех час­тей произведения вне зависимости от его общей направленности, причем даже при первоначаль­ном ознакомлении с ним.


В противоположность этому основные тезисы можно успешно соста­вить лишь после уяснения сути всего произведе­ния в целом. Известный совет делать записи толь­ко после ознакомления со всем произведением особенно относится именно к такому виду за­писи.

К каждому основному тезису может быть со­ставлено несколько (иногда — много) простых, разъясняющих и раскрывающих основной тезис.

Если тезисы составляются к пунктам сложно­го плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные тезисы, подпунктам — простые.

Так мы подошли к определению третьего типа тезисов. Записи, включающие два вида тезисов (простые и основные), называются сложными те­зисами.

Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые.

Это очень полезный и достаточно совершен­ный вид фиксации прочитанного. Хорошо напи­санные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками (иллюстрирующими, раскрывающи­ми детали тезисов), как мы увидим, могут соста­вить прекрасный конспект или реферат.

Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. В самих тезисах не приводят обосновы­вающих фактов, примеров. Если, имея тезисы (на­пример, используя не вами составленные тезисы или же читая при работе над книгой одни выво­ды), вы не знаете их обоснований, доказательств, наконец, не имеете хотя бы примеров к ним, то одних выводов окажется недостаточно для подлинного знания. Доказательства остаются в тези­руемой книге или статье; к обоснованиям и дока­зательствам полезно отсылать в записи.

Все сказанное верно, но с одной оговоркой. Вдумайтесь, например, в известное высказыва­ние академика И. П. Павлова:

«...Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «тео­рии» — пустые потуги».



Тут упоминание птицы и воздуха... Спраши­вается, можно ли эту образность использовать в тезисах? Думается, что да. Ведь выразительность языка, его образность помогают запомнить это высказывание. Согласитесь, если вы запишете те­зис: «Изучайте, накапливайте факты. Без фактов нет теории», то поблекнет не только форма, но и само содержание. Все равно придется вновь об­ращаться к первоисточнику, если нужно будет пересказать существо мысли академика Павлова.

Таким образом, самобытная форма высказы­вания, оригинальность авторитетного суждения могут быть сохранены в тезисах, иначе они поте­ряют свою документальность, снизится острота восприятия материала.

Тезисы-цитаты.

Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при написании ре­цензий и аннотаций для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах.

Но тезисы-цитаты иной раз могут быть очень длинными. Поэтому полезно составлять к ним пункты плана.

Для ускорения записи тезисов-цитат иногда удобно пользоваться вкладными листками или шифрами. Такие тезисы-цитаты могут быть при­влечены для сравнения положений, взятых из ряда источников: нетрудно будет открыть нуж­ные места, например, в двух книгах и читать, срав­нивая положения, отобранные с помощью шиф­ров-цитат или вкладных листков.

В противоположность простым тезисам, ко­торые в большинстве случаев могут быть состав­лены из цитат, основные тезисы чаще всего фор­мулируют самостоятельно. Тезисы составляют так.

После предварительного ознакомления книж­ный текст читают вторично. При этом разбивают текст с помощью плана или без него — отчеркиванием и подчеркиванием, вехами на ряд отрыв­ков.

Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто от­мечают это главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения.


Это и будут тезисы.

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Один из тезисов (первый, открываю­щий запись, или завершающий ее, последний) — наиболее общий и в той или иной мере определя­ет содержание остальных или подытоживает все предыдущие.

Не исключено, что ряд положений потребует­ся объединить не в порядке их следования в кни­ге, а в их логической связи, важной для записы­вающего.

Чтобы не осложнять при этом поиск по запи­си нужных мест в книге, полезно связывать от­дельные тезисы с текстом подлинника с помо­щью ссылочных страниц, шифров или вкладных листков, отсылающих к источнику (даже к нуж­ному абзацу, а то и к отдельной его строке).

План, черновик и тезисы.

Предварительно составленный план оказыва­ет существенную помощь в написании тезисов, в частности, в совершенствовании формулировок. Он выступает в роли черновика при написании тезисов. Его делают не очень подробным. Если подробный план уже есть, его предельно сокра­щают, объединяя мелкие, но важные пункты и выбрасывая второстепенные. Легко догадаться, что при работе над тезисами такими второстепен­ными пунктами подробного плана будут пункты, отражающие отдельные факты, примеры и т. д.

Для написания тезисов целесообразно исполь­зовать сложный план. При этом главное внима­ние обращают, конечно, на основные его пунк­ты. Подпункты сложного плана помогут, если понадобится, расшифровать главные пункты плана и тем самым избежать пропуска ценных мыслей.

Но не следует думать, что план — лишь вспо­могательное орудие при составлении тезисов. Его полезно прилагать к тезисам (хотя бы в черновом виде). Такой план оказывается нужным пособием в дальнейшей работе над тезисами и с их помо­щью. Его используют и для раскрытия тезисов. Те самые «вспомогательные» пункты плана, ко­торые при составлении тезисов не были приняты во внимание, теперь обоснуют и проиллюстриру­ют их. А это важно, скажем, в случае выступле­ния по тезисам на занятиях, а также тогда, когда на основе тезисов читатель составляет конспект, реферат.



Тезисы, составленные вчерне ( возможны отчеркивания на вкладных листках или использо­вание шифров), нелишне тщательно сверить с содержанием источника и лишь после этого пере­писывать начисто. Сверять тезисы с источником помогает подробный его план. При этом важно, чтобы план был связан с текстом источника ссы­лочными страницами, вкладными листками.

В окончательном, чистовом виде тезисы ну­меруют по порядку; он заранее тщательно разрабатывается. Рациональная последовательность позволяет сделать тезисы наиболее краткими, из­бежать повторений. Все это, как правило, ведет к коренной переработке всей записи, к ее совер­шенствованию, другими словами, к улучшению восприятия материала, к его глубокому позна­нию, анализу.

Конспекты.

Попросите тех, кто пишет конспекты, дать определение этой формы записи. Мало кто сфор­мулирует верно.

Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, — вот что такое конспект. Следовательно, одновремен­но он должен содержать:

— планы;

— тезисы и выписки;

— или планы и тезисы;

— или тезисы и выписки;

— или планы и выписки.

Прочтем еще раз определение конспекта и подчеркнем в нем часть фразы — систематичес­кая, логически связная запись. Это одно из ос­новных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Так, выписки с отдельными пункта­ми плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, — это не конспект.

В силу такой особенности он в большей сте­пени, чем другие виды записей, объективен. Дру­гими словами, конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие — он более универсален, чем иные виды записей. Тут мень­ше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при работе с чужими записями других типов (с вы­писками, планами и даже тезисами, не говоря уже о набросках для себя).

По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания.


Например, конспекты работ по философии составляют на первом курсе вуза, но они могут быть использованы и через пять лет — для подготовки к государственным экзаме­нам и в период сдачи экзаменов кандидатского минимума. Конечно же, конспекты при этом до­полняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют.

Связующим звеном при составлении кон­спекта должна быть внутренняя логика изложе­ния. Составляя конспект, нельзя путать связность логическую и связность языковую. Стремиться к форме связного пересказа можно, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта — ясности и краткости.

Кратко, но убедительно.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отобра­жают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положе­ния и выводы, но факты и доказательства, при­меры и иллюстрации.

Действительно, то, что вначале кажется вто­ростепенным, может со временем оказаться цен­ным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не бу­дет убедительным и трудно запоминается.

Поэтому при составлении конспекта записы­вают не одни лишь основные положения. Даже не всегда нужно избегать повторения, если оно хоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, осве­щает его. Это тот «аромат стиля», который помо­гает глубже разобраться в материале и лучше его запомнить.

На страницах конспекта может быть отраже­но отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы при использовании своей записи легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, читательское понимание вопроса.

Вообще важно различать два возможных эта­па работы: над составлением конспекта и по кон­спекту, с самим конспектом.

Не следует забывать, что иногда даже ценное дополнение, внесенное в текст записи, при не­вдумчивом отношении к нему или при неудачной форме его подачи, может привести к недоразуме­нию.



Типы конспектов.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

  • плановые,


  • текстуальные,


  • свободные,


  • тематические.


  • Тут важно запомнить не названия типов кон­спектов (их можно называть по-разному). Важно понять суть каждого из них и их специфику.

    Плановый конспект легко получить с помо­щью предварительно сделанного плана произве­дения. При этом план или специально составля­ется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и корот­кого плана-конспекта.

    Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, по­могает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит пос­ледовательно и четко излагать свои мысли, рабо­тать над книгой, обобщая содержание ее в фор­мулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

    При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его неза­менимым пособием при быстрой подготовке до­клада, выступления.

    Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти со­держание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причи­не вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют.

    Самым простым плановым конспектом явля­ется вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

    В процессе разработки, а иногда и при после­дующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т.


    е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изло­жения оригинала.

    Текстуальный конспект — это конспект, со­зданный в основном из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

    Текстуальный конспект — прекрасный источ­ник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность по­ложений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по переска­зу — свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материа­лов для сравнительного анализа положений, вы­сказанных рядом авторов.

    Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев — пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой кон­спект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выби­рать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

    Существенный недостаток текстуального кон­спекта в том, что он не активизирует резко вни­мание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения раз­ных точек зрения). Этот недостаток особенно мо­жет проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

    Бывает так, что исследователь написал кон­спект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не ус­воил его.


    Ему помешало автоматическое пере­ писывание цитат, которым он занимался в про­цессе первоначального чтения материала. Чита­телю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в по­мощь себе ссылочные страницы, вкладные лист­ки и др.

    Иногда текстуальный конспект при после­дующей разработке его или даже в процессе со­здания переходит в свободный конспект.

    Свободный конспект сочетает выписки, цита­ты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

    Свободный конспект требует умения само­стоятельно четко и кратко формулировать основ­ные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный за­пас слов. Само составление этого вида конспек­та прекрасно развивает указанные выше качества.

    Можно сказать, что свободный конспект, по­жалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демон­стрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна — понять, осмыслить, записать четко, логично.

    Над свободным конспектом приходится мно­го работать — его не так-то легко составить.

    Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный во­прос-тему. Поэтому он и получил название тема­тического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду ис­точников, он может не отображать сколько-ни­будь полно содержания каждого из используемых произведений.

    Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.



    Таким образом, этот конспект облегчает ра­боту над темой при условии использования не­скольких источников.

    Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюде­ния, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так вы постепенно приучаете себя мобилизовы­вать свои знания. Ваш рабочий каталог, картоте­ки, наконец, ваши же конспекты и другие записи должны помочь этому.

    Можно использовать так называемый обзор­ный тематический конспект. В этом случае со­ставляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще несколь­ких источников.

    К обзорному тематическому конспекту мож­но отнести и хронологический конспект. Как гово­рит само название, вся запись подчинена хроно­логической последовательности событий.

    Хронологический конспект, в отличие от об­зорного, значительно более краткий.

    Рефераты.

    Слово «реферат» в переводе с латинского бук­вально означает «пусть он доложит».

    Реферат при индивидуальной работе с литера­турой представляет собой краткую «обогащенную» запись идей, содержащихся в одном или несколь­ких источниках. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы передать эти идеи аудитории.

    Реферат творческого работника иногда пи­шется на основе созданных им статей и книг. Особое место занимают в этом ряду авторефера­ты для обсуждения научной общественностью произведений, в том числе диссертаций.

    Иногда за базу создаваемых трудов ученый берет ранее защищенные рефераты.

    Рассмотрим частный случай реферата, пред­назначенного для защиты его идей перед аудито­рией.

    Такой реферат требует глубокого изучения первоисточников, цепкой памяти, умения связы­вать теоретические положения с условиями со­временности, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дис­куссии.

    Для их творческого делового проведения надо иметь свое собственное твердое мнение об опре­деленной теме, т.


    е. требуется не только хорошо знать материал, но и быть готовым вразумитель­но передать его содержание.

    При подготовке и защите рефератов особенно важно определить четкое предназначение рабо­ты, установить задания самому себе. Если можно мириться с неясными местами в конспекте, то в реферате этого допускать нельзя. В случае если неясные места все же остаются, то их преднамеренно выносят на обсуждение. Реферат зачас­тую — плод коллективного творчества, потому что его идеи в конечном итоге нередко формули­руются не только автором, но и зоркой аудито­рией.

    Поэтому полезно, чтобы коллектив слушате­лей и оппоненты были бы заранее подготовлен­ными. Другими словами, к реферату должен го­товиться не только референт, но и аудитория, и, что особенно важно, готовиться в контакте друг с другом.

    Итак, повторим, реферат пишут для себя, чтобы иметь возможность с его помощью осмыс­лить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Реферат может стать по­собием для устного выступления с элементами импровизации или же будет дословно зачитан вслух.

    В последнем случае особое внимание следует обращать на стиль изложения (недаром хорошие рефераты иногда рекомендуют тиражировать, на­столько их содержание ясно и понятно). Одна из главных задач реферата — это доложить, донести идеи до аудитории, мобилизовать ее знания. Для совершенствования этого умения в помощь при­влекается обширная литература о лекторском мастерстве и ораторском искусстве.

    Написать хороший реферат, а тем более эф­фективно выступить с ним может лишь тот, кто овладел азбукой работы с книгой. Мы надеемся, что изучение соответствующих разделов нашей книги вооружит читателей необходимыми при­емами.

    Проще организовать подготовку, когда на тему реферата имеется всего один-два источника. Сложнее работать с большим количеством книг и статей. Во всех случаях дело облегчит рациональ­но организованный предварительный просмотр литературы. Во время просмотра нужное фикси­руют на карточках своего рабочего каталога, де­лают отдельные выписки — текстовые или же лишь со ссылкой на источник.


    При подготовке реферата удобно воспользоваться своими указа­телями содержания и картотеками выписок. Не обязательно делать выписки, чтобы ввести их в реферат. Нужные отрывки отмечают закладками (более точно — вкладными листками) и приносят эти книги или журналы на защиту реферата.

    В тексте реферата или в плане своего выступ­ления указывают, в какой момент и к каким имен­но страницам источника следует обратиться. При использовании источников вкладные листки могут нести не только поисковые признаки (отчеркивания), но также давать текстовые дополне­ния, обозначать логические связки. В результате во время выступления можно будет зачитывать тексты из книг, не обращаясь к реферату.

    При работе с многочисленными источниками (хотя бы и в процессе быстрого поискового чте­ния) их необходимо регистрировать в собственном рабочем каталоге. Тогда из каталога легко можно будет почерпнуть нужные сведения. Уже сами рубрики каталога помогут организовать бу­дущий реферат. Переходя от одних карточек и рубрик к другим, вы будете уточнять и расширять содержание реферата. Если тема вас интересует постоянно, то следует перед составлением рефе­рата заглянуть в личный архив. Особенно помо­гают в этой работе конспекты. При рациональ­ном ведении архива поиску помогут регистрато­ры и поисковые алфавитные картотеки.

    Определенную помощь в ускорении сбора ма­териалов может оказать диктофон.

    Когда вы подберете накопленные извлечения из книг и газет, то полезно для полноты картины обратиться к самим первоисточникам. При со­ставлении реферата желательно просматривать новые книги и брошюры, свежие номера журна­лов и газет, чтобы учесть последние публикации по интересующей теме. Мы уже знаем, как орга­низовать процесс рационального поиска, уметь читать заголовки, бегло знакомиться с отдельны­ми публикациями.

    Для облегчения поиска газетных и журналь­ных публикаций можно воспользоваться услуга­ми специальных служб, которые подбирают вы­резки по различным темам из газет и журналов, причем при подготовке рефератов полезно обра­щаться к хранилищам вырезок, которые организованы учреждениями, организациями и отдель­ными лицами.



    Особую роль могут сыграть различные справочно-информационные центры.

    Конечно же, начинать тренироваться лучше с выписок, затем учиться составлять планы, тезисы и уже потом переходить к конспектам и рефера­там. Но не нужно думать, что составление кон­спектов и рефератов — этих синтетических запи­сей — возможно только при условии последова­тельного овладения методикой составления их частей: выписок, планов и тезисов. Жизнь дает и особые установки: студенты, скажем, на первом курсе неплохо составляют конспекты, докладчи­ки с успехом выступают с рефератами, не прохо­дя последовательно всей цепочки.

    И тут есть своя логика. Если читатель, не имея навыка, составляет плохой план или плохие тези­сы, а затем пытается ими заменить серьезную книгу — это кончается, как правило, конфузом. Но если к такой книге сразу же составляется кон­спект, на его основе создается реферат, то в боль­шинстве случаев по этим записям можно будет восстановить содержание источника. И тут нет ничего особенного: план, как известно, дает не­кий ключ к раскрытию содержания выписок; те­зисы с цитатами, поясняющими их положения, уже доказательны и т. п.

    Наконец, даже хорошо тренированный чита­тель не всегда сразу правильно выбирает для работы с конкретным источником именно ту за­пись, которая окажется полезнее других; выбрав же конспект, реферат, он поневоле применит в работе в нужном объеме те записи, которые ока­жутся наиболее плодотворными, подходящими для данного случая (не только для конкретного источника, но и для данной, временной ситуа­ции).

    Текст записей.

    Недаром говорят: порядок в записи — поря­док в голове. Кроме очевидного влияния на логи­ку изложения, организация текста влияет и на содержание записи и на удобство пользования ею. И все это, в конечном счете, отражается на уровне знаний.

    В тексте важное место занимает система все­возможных выделений, подзаголовков, система сокращений и некоторая символика. В каждом деле есть свои правила.



    Основные советы:

    • Записи должны быть убористыми, компакт­ными, т. е. на странице нужно размещать как мож­но больше текста. Это улучшит его емкость и обо-зреваемость: глаз сразу «схватит» больше строк текста.


    • Записи (их части, связи между ними) полез­но расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей — важное их досто­инство.


    • Интервалы между строками надо выдержи­вать достаточными для вписывания нового (даже ошибки в записях исправляют, перечеркивая не­верное и надписывая сверху правильное).


    • Текст следует записывать только чернилами или шариковой ручкой. Карандашами пользуют­ся лишь для отметок, для выделений при после­дующей работе.


    • Записи полезно датировать.


    • Выделение записей.

      Все существенное в записи, а также взаимо­связь положений и частей как внутри записи, так между нею и книгой — все это надо выделять всеми возможными средствами.

      Отсутствие выделений и разграничений в тексте затрудняет просмотр записи, а при ее чте­нии — замедляет восприятие логических связей. Во время написания конспекта они осознаются, но впоследствии могут ускользнуть от читателя, а это заставит снова и снова обращаться к источ­нику.

      Выделения и разграничения можно и нужно делать на всех этапах работы с записью: и во время создания записи как самостоятельного по­собия, заменяющего впоследствии книгу или ряд книг, и во время любого очередного обращения к книгам и к записям. В результате нового прочтения источника нередко изменяется и структура прежней записи.

      Какие же существуют приемы выделений и разграничений текста, кроме заголовков, подза­головков и пунктов плана? Они хорошо знакомы, хотя читатели об этих своих союзниках часто за­бывают. Это — абзацные отступы, пробельные строки между отрывками текста; это — подчер­кивания и отчеркивания, ключевые слова, вехи, рамки.

      Абзацные отступы сигнализируют о переходе к новой микротеме.

      Пробельные строки, подобные тем, что отби­вают заголовки в книгах, формулы от основного текста, расчленяя его, повышают удобочитае­мость и организуют страницу записи.



      Номера. Тезисы, формулы полезно нумеро­вать. Иногда делают сквозную нумерацию, про­должая ее в ряде тетрадок. Сквозная нумерация облегчает ссылки, избавляет от возможных недо­разумений. Номера, как и пункты плана, в от­дельных случаях выносят на поля.

      Подчеркивания и отчеркивания. Первые упот­ребляются в тексте, вторые — на полях сбоку текста (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т. п.). Правильно подчеркнуть — значит найти в тексте главное, полезное. Умение подчеркивать не приходит само, без длительной тренировки.

      Подчеркивают лишь то, что действительно требует выделения. Иначе может получиться так, что подчеркнутым окажется весь текст, все его строки. Это в лучшем случае равносильно отсут­ствию какого бы то ни было подчеркивания.

      Ключевые слова. Это слова, которые выносят на поля или подчеркивают цветом, отличным от цвета чернил, которыми написан основной текст, привлекая этим к ним внимание. Подчеркнутые таким образом ключевые слова будут отличаться от «рядовых» подчеркнутых слов. Иногда при за­писывании ключевые слова выносят в начало предложения.

      Вехи. Полезно кроме абзацного членения текс­та и отчеркиваний проставлять на полях горизон­тальные черточки — вехи, разделяющие части текста по смыслу.

      Чтобы избежать неопределенности, им необ­ходимо давать направления.

      Рамки. В рамки обычно заключают символи­ческие выражения, формулы, зависимости, зако­ны, правила.

      Многоцветье пометок. Мир не случайно полон цвета, цвет необхо­дим, и очень жаль, что мы свыкаемся с черно-белой однотонностью книг и собственных запи­сей, забывая о том, что цвет можно наполнить большим содержанием.

      Подчеркивания, отчеркивания, рамки, вехи могут быть сделаны не одним цветом, а разными. Другим цветом, например, отделяют главное от зависимого или второстепенного.

      В пределах одной записи, скажем, конспекта, цветным выделениям иногда придают временное условное значение. Так же поступают, например, при просмотре выписок: некоторые из них выде­ляют красным, синим, зеленым для последующе­го использования в докладе, для отбора выписок при создании тематической записи.



      Назначение цветных выделений полезно ого­ ворить на заглавном листе записи, чтобы со вре­менем они не потеряли своего первоначального смысла.

      Выделения цветом — это последующий этап проработки записи. Тогда цветные выделения сразу укажут, что сделаны они под влиянием од­ной лишь записи, без оригинала. Иногда это су­щественно, так как, работая непосредственно над записью без привлечения оригинала, вы можете так сильно оторваться от источника, что станете утверждать, основываясь на собственных форму­лировках, неумело внесенных когда-то в запись, то, о чем и речи не было у автора, но при этом упорно будете ссылаться на него!

      Очевидно, что все перечисленные способы расчленения текста могут применяться совмест­но, комбинированно. Любое из выделений в каж­дом отдельном случае можно усилить другим выделением. Например, заголовок написать про­писными буквами и подчеркнуть, формулы за­ключить в цветные рамки и пронумеровать.

      Но использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания! От записи не долж­но рябить в глазах.

      Где вести записи?

      Хотя преимущества карточной системы ве­дения записей огромны и неоспоримы, тетради все же не отжили свой век, особенно если иметь в виду тетради, состоящие из отдельных опера­тивно скрепляемых листов, что позволяет, если нужно, вставлять листки в любое место и выни­мать их.

      Где же вести записи — на отдельных листках (карточках) или в тетрадях? Этот вопрос читатель решит сам в каждом конкретном случае. Не всег­да разумно, например, составлять на карточках конспект большого классического произведения. Неудивительно, что такого рода конспекты ведут в тетрадях. Записей, не имеющих прямого отно­шения к конспекту, в этих тетрадях делать не сле­дует.

      Случается, что конспектирование большого произведения затягивается, а в данное время нуж­но срочно законспектировать другой источник.


      Нельзя наперед угадать, сколько страниц тетради понадобится для окончания начатого конспекта. Тут могут быть предложены два выхода: исполь­зовать несшитую тетрадь или вести одновременно несколько тетрадей, причем в последнем слу­чае новую запись начинают в другой тетради, оставив на время тетрадь с незаконченным конспек­том.

      Заглавный лист.

      Заглавие тематического конспекта или назва­ние отдельного конспектируемого произведения пишут на специальном листе тетради (на нем не должно быть строк текста конспектируемого про­изведения). На заглавном листе или на следую­щей странице записи отмечают (помимо полного названия) ссылочные сведения о конспектируемом произведении: место и год издания, номера тома, начальной и конечной страниц, если прорабаты­вается не вся книга, а часть ее, и ряд других дан­ных.

      На заглавный лист выносят и записи, которые уточняют источник или авторов.

      На заглавном листе можно оговорить и харак­тер принятых условных обозначений, отчеркиваний, подчеркиваний.

      Полезно указать и вид применяемой запи­си (тезисы, выписки, план, реферат, тип кон­спекта).

      При работе в библиотеках иногда на заглав­ном листе записи указывают библиотечный шифр и сведения о том, в каких библиотеках имеется книга.

      При создании тематических записей заглав­ный лист используется также для подробного перечисления всех тех произведений, с которыми читатель работал, создавая тематическую подборку. Отмечают, конечно, и части произведений, которые были проработаны.

      На обороте заглавного листа или на специаль­но отведенной следующей странице приводят от­зывы авторитетных лиц о произведении (нелиш­не указать и источники отзывов). Отзывы помо­гают лучше понять идеи книги, активизируют внимание, акцентируют его на главном. Иногда подобные записи носят характер эпиграфа.

      Наконец, на этих первых страницах читатель записывает и свое личное впечатление от изучае­мой книги или статьи.

      Вообще в начале и в конце тетради лучше ос­тавлять свободными несколько страниц.


      Они пригодятся для новых замечаний, для своеобраз­ных тетрадочных «лоций» — оглавления, темати­ческого указателя и т. п.

      Поля.

      Поля — это ценный и необходимый рабочий элемент тетради с записью. Назначение полей, а, следовательно, и их ширина могут быть различ­ными. Поля оставляют не только сбоку, но и снизу и сверху страницы. Верхние и нижние поля придают записи опрятный вид, лучше сохраняют запись. Поля внизу страниц используются для подстрочных примечаний. Верхние поля дают возможность со временем дополнить страницу указателем ее содержания.

      Боковые поля рационально делать по прин­ципу «справа или слева от текста». Глаз и рука привыкают к определенному положению плана и других заметок, помещаемых на полях, и это об­легчает работу.

      Поля удобно отделять от текста цветной чер­той, например красной. Иногда их вовсе не от­черкивают, если читатель выносит на поля части строчек или даже абзацы основного текста, желая этим выделить их.

      Ссылочные страницы.

      Как бы ни были хороши и точны записи, тет­радь не сможет заменить книги. И естественно, при серьезной работе, в частности при подготов­ке доклада, реферата и т. п., читатель будет не­однократно обращаться к источнику. Поэтому в тетрадях всегда полезно отмечать, какие страни­цы текста оригинала отражены на той или иной странице тетради. Номера страниц книги про­ставляют на узких вертикальных полях тетради.

      Чтобы удобнее было вести некоторые записи, страницы тетради разлиновывают вертикальной чертой на графы. В большие по формату графы заносят выписки, тезисы. Такой способ записи позволяет использовать для плана (тезисов) более широкие графы, и, следовательно, возникает воз­можность относить пункты плана точно к частям текста, а также резче разграничивать пункты пла­на, выносимые на поля.

      Бывает ведь так, что текст по высоте занимает меньше места, чем пункт плана к нему, записан­ный узким столбиком. Использование развернутой тетради позволит сделать не две, а три и более вертикальные графы и вести одновременно и расчлененно, но вместе с тем взаимосвязанно план, тезисы и выписки одного и того же мате­риала или надежно с помощью граф отделять текст записи от длинных замечаний, ссылок и прочего.



      Естественно, в одной и той же тетради можно применять ряд способов использования ее стра­ниц: и вдоль тетради, и поперек. Если при этом на разных страницах изменится роль полей, это необходимо пометить для себя, так как может случиться, что, например, ваше замечание к ав­торскому тексту будет затем воспринято вами как текст автора книги.

      Поисковые отчеркивания.

      Метод вкладных листков и обычных отчеркиваний на полях книг можно взять на вооружение и при ведении записей в тетрадях. Поисковое отчеркивание делают так же, как и на вкладных листках, но в данном случае к книге прикладыва­ют не листок, а страницу тетради. Когда возника­ет необходимость, читатель сможет приложить тетрадь с поисковым отчеркиванием к нужной странице книги и сразу же найдет то, что ищет, не отсчитывая в книге ни абзацев, ни их строчек.

      Вообще тетради целиком могут состоять из вкладных листков. Однако в этом случае вложить в книгу сразу несколько вкладных листков невоз­можно: в тетради страницы неотделимы друг от друга. Поэтому в тетради предпочтительнее де­лать только некоторые поисковые отчеркивания, а не использовать ее страницы целиком как вклад­ные листки. Хорошим помощником при работе с тетрадью могут быть вкладные полоски (узкие вкладные листки).

      Тетрадочные лоции.

      Тетрадь может содержать конспекты несколь­ких произведений. Чтобы облегчить поиск мате­риала в ней, приходится составлять оглавление, а иногда и тематический указатель содержания.

      Заметим, однако, что если в тетрадях большо­го объема оглавление часто просто необходимо, то в тематическом указателе необходимость воз­никает далеко не всегда. Решающим здесь явля­ется не количество материала, а характер его со­держания. Оказывается, что к большим объемам информации нет смысла составлять предметные указатели в тетрадках, лучше использовать кар­точные системы, тем более что с их помощью можно провести суперпозиционный поиск.

      Кроме перечня содержания, выносимого на обложку или на первые страницы тетради, полез­ны указатели содержания каждой страницы тет­ради.Эти надписи делают сверху страниц (на­пример, при конспектировании больших произ­ведений — это названия глав, параграфов или хотя бы их номера).

      Все эти надписи облегчают поиск нужного, экономят время. Поэтому не жалейте труда на создание полноценных указателей содержания. Затратите на них минуты — сэкономите часы. Да и работа без них иногда становится чрезвычайно трудной, а само их составление проясняет смысл, будит внимание.

      Нумерация страниц в тетрадях облегчает офор­мление ссылок, помогает планированию работы по времени. Номера проставляют сверху страниц посредине или сбоку. В нескольких тетрадях по одному предмету или с записью одного и того же произведения лучше вести сплошную нумерацию страниц, а не потетрадную. Хотя в этом случае ссылка будет включать кроме номера страницы и номер тетради. Записываются ссылки так: «1. 19», «2. 42», первая цифра — это номер тетради, циф­ра после точки — ее страница.


      Содержание раздела